Production


Критерии

I. Категории зеленых маршрутов – greenways (Ассоциация Зеленых Маршрутов в Центральной и Восточной Европе - CEG):

В Центральной и Восточной Европе определены 3 основные категории зеленых маршрутов:

1. Зеленые маршруты большой протяженности (
Long-distance Greenways)

2. Локальные зеленые маршруты (Local Greenways)

3. Городские зеленые маршруты (Urban Greenways)

II. Критерии зеленых маршрутов – greenways (CEG):


Существует два уровня критериев зеленых маршрутов – greenways: общие критерии (которые касаются всех категорий зеленых маршрутов) и специальные критерии (которые касаются определенных категорий зеленых маршрутов).

a) Общие критерии (general criteria):

Зеленый маршрут - greenways – это обозначенная на местности трасса, у которой есть свое название (содержащее слово „зеленый маршрут” или „greenway”), логотип и девиз/тематика маршрута. Информация о маршруте распространяется в виде буклетов/карт/путеводителей, у маршрута есть свой веб-сайт и информационная система вдоль всей трассы (щиты, информационные пункты и т.д.). Маршрут отвечает основным требованиям соблюдения безопасности, особенно в отношении велосипедистов и пеших туристов. Он развивается и управляется ведущим координатором (организация, учреждение, территориальный орган самоуправления и т.п.) с согласия и при взаимодействии с другими партнерами в регионе. Маршрут является составной частью уже существующих или разрабатываемых стратегии и планов развития туризма и транспортной системы, вписывается в коммуникационную и туристическую сеть региона и отдельных сельских советов, и связан с системой общественного транспорта.

b) Специальные критерии (specific criteria):

i. Зеленые маршруты большой протяженности (Long-distance Greenways)

Зеленый маршрут большой протяженности объединяет страны, регионы и большие города. Основная цель его – развитие устойчивых видов туризма (чаще всего велотуризма, а также водного, пешего, конного). Зеленые маршруты большой протяженности должны соответствовать как функциональным критериям, так и критериям по инфраструктуре.

Критерии по инфраструктуре:

  • Зеленый маршрут соединяет природные и культурные достопримечательности, интересные места с краеведческой, природной, культурной, исторической и социальной точек зрения – как минимум каждые 15 км;
  • На маршруте есть места для отдыха – как минимум каждые 20 км;
  • На маршруте находятся туристические объекты с доступной гостиничной и гастрономической базами – как минимум каждые 30 км;
  • Информация о маршруте (в виде буклетов, брошюр, путеводителей, карт и т.д.) распространяется в пунктах туристической информации на маршруте и в соседних регионах;
  • Маршрут проходит по безопасным дорогам, отдельным от дорог для автотранспорта или по спокойным дорогам с низкой интенсивностью движения;
  • Как минимум 90% маршрута проходит по дорогам с уплотненным покрытием, позволяющим передвижение на велосипеде в любое время года (касается веломаршрутов);

Функциональные критерии:

  • В каждом населенном пункте/деревне и возле туристической достопримечательности, где проходит зеленый маршрут, находится как минимум один информационный щит, указывающий маршрут и населенный пункт;
  • На маршруте находится как минимум 1 пункт продажи изделий народных промыслов (магазин, мастерская, галерея, т.п.);
  • На маршруте находится как минимум 1 пункт дегустации блюд местной/региональной кухни (еда или напитки);
  • На маршруте есть возможность ознакомиться/посетить как минимум одну местную инициативу, направленную на охрану и интерпретацию природного и культурного наследия;
  • Маршрут проходит через центр деревни/населенного пункта и города, или туда можно легко добраться от основной трассы маршрута при помощи обозначений в виде ответвления или петли;
  • На маршруте можно воспользоваться как минимум одной туристической услугой, предлагаемой местным/региональным туроператором. ii. Локальные зеленые маршруты (local Greenways)


ii. Локальный зеленый маршрут

– это более короткая трасса, пролегающая, как правило, по сельским территориям. Основная цель такого маршрута – развитие туризма и отдыха на один день или на выходные, т.е. познавательного и экскурсионного туризма, направленного на ознакомление с природным и культурным наследием. Локальные зеленые маршруты используются чаще всего для пешего, велосипедного, конного, лыжного и других видов туризма.


Критерии:

  • На маршруте находится как минимум 1 информационный щит (если маршрут в виде петли) или 2 щита (если маршрут линейный);
  • На маршруте есть как минимум один пункт для отдыха и/или остановки;
  • Маршрут проходит от, до и через центр деревни/города (в соответствующих случаях);
  • Подъезд к началу/первому пункту маршрута возможен на общественном транспорте.

iii. Городские зеленые маршруты (urban Greenways)

Городской зеленый маршрут – это многофункциональная дорожка (для пешеходов, велосипедистов, роллеров, людей на инвалидных колясках, т.п.), проходящая вдоль реки, ручья, заброшенной железнодорожной ветки или природного коридора в городской черте (парк, зеленая территория, т.п.). Основной целью городского зеленого маршрута является безопасное движение, отдых, и ознакомление с достопримечательностями.

Критерии:

  • Как минимум 90% маршрута составляет уплотненная поверхность;
  • Маршрут представляет собой трассу для передвижения немоторизированными транспортными средствами, отдельную от дороги для автотранспорта;
  • Углы наклона на маршруте по отношению к горизонтали (около 0 или с незначительным отклонением) позволяют пользоваться маршрутом людям с разными физическими возможностями, в том числе с ограниченными, передвигающимися на инвалидных колясках;
  • На маршруте размещен как минимум 1 информационный щит (если маршрут представляет собой петлю) или 2 щита (если маршрут линейный);
  • На маршруте находится как минимум 1 место для отдыха и/или остановки.

Сеть «Зеленых маршрутов» в Беларуси







Фото, текст: Доминика Заремба, Валерия Клицунова, Елена Ветрова, Тимур Крoлл | Рисунки: Ивона Сивек-Фронт
Проект «Зеленые маршруты Беларуси» был осуществлен при сотрудничестве польского Фонда «Партнерство для окружающей среды» и беларуского общественного объединения «Агро- и экотуризм» благодаря поддержке и финансированию программой польской помощи Министерства иностранных дел Республики Польша в 2006г.