Методология создания
Основные составляющие зеленого маршрута 1. Обозначенная главная ось - „backbone trail”
Главная ось соединяет места, привлекательные с точки зрения краеведения, природного, культурного и исторического наследия. Вдоль маршрута предполагается наличие малой инфраструктуры – мест для отдыха, щитов с информационными таблицами единого образца с графическими картами и логотипом маршрута. Велосипедные маршруты должны проходить по дорогам с уплотненным покрытием и низкой интенсивностью движения автотранспорта. Согласно западно-европейским стандартам, в идеале вдоль такого зеленого маршрута должны проходить специально проложенные велосипедные дорожки, которые идут параллельно автотранспортной магистрали и движение по которым безопасно для велосипедистов.
2. Обозначенная сеть разнообразных тематических троп и локальных петель
Локальные маршруты и петли, вписывающиеся в главную ось зеленого маршрута. Это велосипедные и пешие тропы, конные стежки, водные маршруты, лыжные трассы, дорожки для конных поездок на бричках и т.д. Они носят эколого-познавательный характер, служат для отдыха, изучения природного и культурного наследия.
3. Турпродукт, соответствующий принципам устойчивого туризма
На зеленом маршруте предлагается специализированный турпродукт для индивидуалов и для туристических групп. Важной составляющей каждого предложения является печатная продукция – карты и путеводители.
4. Партнерство в регионе и координатор маршрута
Каждый зеленый маршрут реализуется группой партнеров, которая состоит из общественных организаций, местных органов самоуправления и фирм. Партнеры подписывают декларацию участия в проекте и выбирают главного координатора маршрута и локальных координаторов (если зеленый маршрут большой протяженности).
5. Местные инициативы, целью которых является охрана природного и культурного наследия На зеленом маршруте
возникают локальные инициативы и общественные проекты, которые осуществляются креативными и любящими свое дело людьми – лидерами общественных организаций, деятелями культуры, художниками, народными ремесленниками, детьми и молодежью, учителями, предпринимателями и др.
Этапы создания зеленых маршрутов:
I этап: „организация”
- Определение идеи маршрута (тематика, лейтмотив, географический охват),
- Поиск партнеров из трех секторов: общественного, социального и хозяйственного,
- Оформление и подписание декларации сотрудничества, охватывающей разработку проекта (см. пример декларации в рамке),
- Выбор координатора маршрута и локальных координаторов (координаторов отрезков маршрута, если он большой протяженности),
- Выбор названия маршрута и разработка логотипа,
- Подготовка концепции развития маршрута,
- Обработка туристического аудита при консультативной помощи партнеров (инвентаризация природных и культурных достопримечательностей, объектов художественной и познавательной ценности, туристической базы, изделий народных промыслов и общественных инициатив).
II этап: „визуализация” - Разработка технического проекта обозначения маршрута,
- Подключение к партнерству местных органов самоуправления, в том числе представителей власти из городов, расположенных на маршруте,
- Поиск финансовых ресурсов на обозначение маршрута,
- Обозначение главной оси маршрута и тематических локальных петель (обозначение направлений, а также размещение информации, с использованием логотипа зеленого маршрута).
III этап: „продвижение и распространение туристического продукта”
- Обработать идеи по созданию коммерческих предложений/туристического продукта на маршруте, с разделением рынка на сегменты,
- Поиск партнеров из туристической отрасли - создание турпродукта и предложение его на рынке,
- Подготовка, издание и распространение информационно-рекламных материалов (карты, путеводители, информаторы, веб-сайты) – на начальном этапе самое главное – КАРТА МАРШРУТА и ВЕБ-САЙТ (!).
IV этап: „поддержка местных инициатив”
- Обеспечение финансирования местных проектов, направленных на охрану природного и культурного наследия – ЗЕЛЕНЫЙ МАРШРУТ ДОЛЖЕН БЫТЬ НАСЫЩЕН ЛОКАЛЬНЫМИ ИНИЦИАТИВАМИ, осуществляемыми местными сообществами (это является одной из его главных особенностей). Наиболее популярными местными инициативами на зеленых маршрутах являются: культурные и художественные праздники, галереи и магазины, где продаются изделия народного творчества, мастер-классы ремесленников и умельцев, экомузеи, уголки природы в школах, центры экологического обучения и т.д.
V этап: „создание инфраструктуры на маршруте”-
- Создание малой инфраструктуры на маршруте – мест для отдыха, информационных центров, щитов и т.д.,
- Подключение владельцев гостиничной и гастрономической базы на маршруте к инициативам;
- Призыв представителей туристической отрасли к получению зеленых сертификатов и повышению качества и уровня обслуживания.
- ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО: поиск финансовых возможностей для поэтапного строительства дорожек, непересекающихся с автомобильным движением, из которых будет состоять главная ось маршрута. В первую очередь следует побеспокоиться об отрезках маршрута, которые проходят через большие города.